Погружения на затонувшие корабли – к суднам со своей историей, трагедией, грузом (от унитазов до слитков золота!) – пожалуй, один из самых романтичных, опасных и захватывающих видов дайвинга. Поиск новых рэков – увлекательнейшее приключение, результат которого непредсказуем: в мгновенье можно стать миллионером, а можно потерять все, даже жизнь. Но главное, именно при погружении на неизвестные рэки аквалангист «задействует» все свои дайверские навыки, а потому рэк-дайвер должен иметь соответствующую дайверскую сертификацию, быть всегда готовым ко всем неожиданностям, которые могут ему встретиться на затонувшем корабле (к глубине, ко встрече с опасными рыбами, к узким и готовым обрушиться каждую минуту проходам внутри рэка, мутной видимостью и т.д).
Много неизведанных рэков разных культур и народов, из дерева и металла, гребные и парусные, грузовые и пассажирские лежат, прежде всего, на судоходных морских путях. Одни из них затонули из-за шторма, столкновения с рифом, другие – во время войны в результате вражеской атаки. Значительная часть рэков унесла с собой на дно килограммы сокровищ (золота-серебра, предметов старины, образцы редкой техники). Огромный интерес вызывает и военная техника, затонувшая на суднах во время последних войн. Уникальные рэки и сегодня обнаруживают аквалангисты в Черном море, в египетском Красном море (особенно в самой его судоходной части – в проливе Губал, Суэцком канале), в филиппинском заливе Корон, у побережья Флориды, где в XVI-XVIII веках затонули испанские колониальные суда со множеством монет и драгоценных металлов, на северо-западной оконечности Больших Антильский островов Кубы, где лежит множество затонувших парусников, вывозивших драгоценности майя. «Лакомый кусочек» для поисковиков – пиратские бригантины, а также груженные золотом и серебром суда, шедшие курсом в Индию в период двух мировых войн.
Затонувшие корабли дайверы обнаруживают двумя способами:
- более распространенный: вначале команда искателей изучает историю судна, определяет ценности, перевозимые им, примерное место гибели корабля, затем переходит к поиску;
- «по удаче»: у случайно найденного рэка пытаются определить название, историю, установить значимость рэк-находки.
Ряд авантюристов с «пиратскими» настроениями сознательно ищут рэки с ценностями на борту, чтобы «поживиться» сокровищами (обнаруженные редкие монеты подчас стоят дороже золота!). К сожалению, сегодня смело можно говорить о «золотой лихорадке» среди искателей сокровищ – безудержному подводному кладоискательству и разграблению ценнейших исторических памятников. В противовес «черной археологии» другие дайверские команды-археонавты нацелены на поиск затонувших кораблей, чтобы открыть достояние рэков людям, нанести на навигационные карты новые достойные погружений исторические объекты. Самые сознательные из них стремятся объединить свои усилия и финансовые возможности с «мозгами» ученых-археонавтов, поэтому сегодня подводное золотоискательство стало также разновидностью бизнеса. Американцы, канадцы, англичане, немцы вкладывают деньги в поиск затонувших кораблей, тщательно просчитывая все варианты для того, чтобы поиск рэка увенчался успехом. Так, удача улыбнулась американецу Грэку Стемму, поднявшему с морского дна обломки затонувшего в средние века испанского галеона «Тортуга». Сегодня акционерное общество Стемма «Одиссей Мэрайн Эксплорейшн» занимается коммерческим поиском пропавших судов, и в распоряжении фирмы находится 65-метровый корабль с современной техникой для подводных исследований.
Найти новый рэк непросто. Для этого следует осуществить много выходов в море, чтобы «прочесать» дно, «прощупать» его эхолотами. Архивные координаты часто становятся лишь отправной точкой поисков рэка. Благо, современные средства поиска затонувших кораблей позволяют провести подводные исследования на высоком уровне: сателлиты экспедиционных судов изучают морское дно даже на больших глубинах; ядерные частотные магнитометры измеряют естественное магнитное поле земли, фиксируя малейшие отклонения от нормы (позволяя обнаружить даже ствол пушки на дне океана!); разведывательные атомные подводные лодки помогают пройти курсом по предполагаемому месту упокоения рэка. Некоторые археологические организации пытаются найти обломки рэков даже с помощью космических спутников и аппаратов дистанционного зондирования (Sonar), используя данные 3D картографии.
Очень важным среди первооткрывателей рэков является вопрос правового обоснования принадлежности затонувших кораблей. Так, охотник за грузом золота корабля «Репаблик» (судна-«близнеца» знаменитого «Титаника») Мартин Байерле уже несколько десятилетий не только ищет рэк, но и судится с морскими историками, якобы владеющими чертежами «Репаблик», желая отстоять свои эксклюзивные права на этот затонувший корабль. Получить лицензию от испанских властей на официальный поиск кораблей, затонувших в заливе порта Кадис с колониальным золотом и серебром, очень непросто – на эту процедуру уходят годы. А вот в акватории Кубы крупные компании-поисковики рэков работают спокойно: кубинское правительство устраивает вариант отчислений в госбюджет определенной доли от найденных сокровищ. Новое предложение для дайверов Гран-Канарии от местного муниципалитета – разрешение на поиск новых, исследование уже открытых рэков – галеонов XVI века и подводных лодок времен Второй мировой войны.
Основные юридические нормы, касающиеся рэков: если затонувший корабль лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны государства, то судьбу добытых на рэке сокровищ решает данное государство (обычно забирает себе их половину или четверть). Если же обломки рэка покоятся в международных водах, их участь определяет Брюссельская конвенция 1910 г., согласно которой владельцем «бесхозного» судна становится тот, кто его обнаружил. Правда, часто бывает, что с обнаружением рэка находятся и родственники, потомки членов команды и пассажиров затонувшего судна, претендующих на часть обнаруженных богатств. Так или иначе, ценнейшие с точки зрения истории, культуры рэки все решительней пытается защитить ЮНЕСКО. Дело остается за ООН, которая должна выработать для этого соответствующие правила и нормы.