Черноморское побережье Турции протянулось от границ Болгарии и до Грузии. Крупные его города – Зонгулдак, Самсун, Орду и Трабзон. Само побережье условно можно поделить на европейскую и азиатскую части.
От Болгарии до пролива Босфор тянется скалисто-холмистая местность с узкой полоской песчаных пляжей, а азиатская часть больше напоминает Южный берег Крыма или Кавказ – высокие горы, каньоны, множество курортов. Пляжи небольшие, уединенные. Вдоль побережья от Грузии до Самсуна проходят отличные дороги Е70, и далее, практически до Босфора – D010. Там, где шоссе идет рядом с берегом, из-за противооползневой защиты, пляжная полоса узкая. Туристов на черноморском побережье немного, здесь любит отдыхать местное население. Этнических турок мало – в основном выходцы с Кавказа. Для поездки хорошо иметь турецкий разговорник, т.к. знающих английский, а, тем более, русский, в этих краях очень мало. Из украинского Скадовска в Зонгулдак и из Сочи в Трабзон ходят паромы. Местными авиалиниями турецкие курорты Черного моря связаны со Стамбулом.
Море здесь теплое и прозрачное, глубина нарастает быстро. Представители флоры и фауны – черноморские, с включением средиземноморских видов в районе Босфора.
Дайверам этот район абсолютно незнаком. Инфраструктура дайвинга полностью отсутствует. На всем побережье работал лишь один центр, но с 2009 года его страница в интернете не обновляется. С другой стороны, здесь каждый может почувствовать себя первопроходцем: на дне моря покоится огромное число затонувших кораблей, ещё не тронутых и никем не обследованных. Конечно, для таких поисков необходимо организовать экспедицию или хотя бы клубный выезд, установить взаимодействие с турецкими археологами во избежание нарушения местных законов и иметь полные комплекты снаряжения и компрессор. Лучше всего проводить погружения с катера, своего или забронированного на месте. Исходя из местных условий, дайвинг на черноморском побережье Турции больше всего подходит для wreck- и deep-дайверов.
Несколько объектов для поиска и исследований:
— корабли турецкого флота, разгромленного Нахимовым у Синопа.
— российское госпитальное судно «Португаль», 30.03.1916 г. потопленное германской подводной лодкой U-33 у города Ош. Погибло 105 человек.
— российское госпитальное судно «Вперед». 09.07.1916 г. потоплено германской подводной лодкой U-33 у города Ризе.
— германская подводная лодка UB-46. 07.12.1916 г. пропала без вести в районе мыса Кара-Бурну, глубина 60 м.
— русская подводная лодка «Морж» — в 1917 г. подорвалась на мине в районе Босфора, глубина 90 м.
— большое число потопленных советскими подводниками в 1941-42 гг. турецких шхун – «Manbubdihan», «Kaynak Dere», «Tayyari», «Semsi Bahri», «Kocboglu» и др. Глубины – 50-90 м.
— турецкий каботажный пароход «Dua Tepe», потоплен подводной лодкой Щ-205 18.05.1942 г.
— болгарский шлюп «Струма» — вероятно, торпедирован Щ-213 24.02.1942 г. Шлюп перевозил еврейских беженцев из фашистской Румынии. Естественно, советский капитан Щ-213 об этом не знал. Есть гипотеза, что шлюп подорвался на одном из минных полей, которые во множестве были выставлены у входа в Босфор. Тем интереснее поставить окончательную точку в этом вопросе.
— германский транспорт «Thisbe» — потоплен Щ-215 30.08.1943 г. Глубина 80 м.
— советский транспорт «Пестель». 19.06.1944 г. потоплен германской подводной лодкой U-20.
— германские подводные лодки U-19, U-20 и U-23, 10-11.09.1944 г. затопленные своими экипажами у Зонгулдака, чтобы не сдавать их советским войскам. На U-20 местным центром проводились погружения. Глубина 25 м.