У каждого из рэков, хранящих под водой немыслимые богатства, - своя история. Человечеству известен ряд обнаруженных затонувших кораблей, которые сегодня можно считать суднами с самыми дорогостоящими сокровищами. «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес» - испанский фрегат, затонувший в Гибралтарском проливе. Перевозил тонны золота и серебра в испанских монетах. Клад был оценен в 500 млн дол, считается самым ценным из когда-либо найденных сокровищ на морском дне.
Нуэстра Сеньора де Аточа
«Нуэстра Сеньора де Аточа» - испанский галеон, затонувший во время урагана в 1622 г. в прибрежных водах Флориды. В 1985 г. с рэка было поднято более 200 золотых, 1100 серебряных слитков весом от 15 до 37 кг каждый, оружие XVII в и ювелирные изделия. Общая стоимость обнаруженных на «Аточе» богатств оценивается в более 400 млн дол.
Вайда
Флагман «Вайда» - единственный найденный пиратский корабль. Судно ходило под командованием одного из самых знаменитых пиратов золотого века пиратства – Черного Сэма Беллами. В 1717 г, попав в шторм, корабль был отброшен к берегу полуострова Кейп-Код, попал на отмель, перевернулся и затонул. «Вайда» была найдена в 1982 г. американским исследователем Барри Клиффордом, на рэке хранилось много реалов и песо, колокол «Вайды», много пиратского оружия, различных артефактов на общую сумму 400 млн дол.
SS Gairsoppa
Британское судно SS Gairsoppa перевозило тонны серебра, чугуна, чая. Затонуло в 1941 г. в результате атаки немецкой подводной лодки U-101 в 300 морских милях от г. Голуэй (Ирландия). Останки судна были обнаружены американской компанией Odyssey Marine Exploration в 2011 г. Со дна океана было поднято 48 тонн серебра, однако, это 20% всего серебра, находившегося на борту рэка. Стоимость найденного клада оценивается в 200 млн дол.
S.S.Republic
S.S.Republic затонул у берегов штата Джорджия (США). Судно перевозило тысячи золотых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 гг. Сегодняшняя ценность морского клада составляет 120-180 млн дол.
Римский корабль у острова Антикитер
Античный римский корабль (100-150 г. до н.э.) был найден у о. Антикитер (Эгейское море) на глубине 43-62 м в 1902 г. С рэка удалось поднять бронзовую статую юноши, антикитерский механизм для расчета движения небесных тел, другие артефакты – все на сумму в 120-160 млн дол.
Аравийский корабль у острова Белитунг
Аравийский корабль затонул недалеко от побережья Индонезии, у о. Белитунг в 820 г. Найден рыбаком в 1998 г. Корабль перевозил много золотых и серебряных предметов династии Тан, уникальные керамические изделия – все на сумму 80 млн дол.
Принцесса Луиза
«Принцесса Луиза» - английский парусник Ост-Индской компании, в 1743 г. шел в Бомбей с большим грузом серебра, пороха, оружия, слоновой кости. Судно затонуло, наткнувшись на рифы.
Кораблекрушение у берегов бухты Салькомбе
Древнейшее кораблекрушение произошло у берегов бухты Салькомбе (Великобритания). Торговое судно с медными слитками и оловом еще в 900 г. до н.э. ушло на дно. Рэк имеет длину 12 м, лежит на глубине 8-10 м. На нем было обнаружено 295 артефактов общим весом более 84 кг (259 слитков медных слитков, 27 слитков олова, бронзовый меч, три золотых торка).
Эдинбург
Английский крейсер «Эдинбург» в 1942 г. по пути из Мурманска в Англию был атакован немецкими субмариной и эсминцами, затонул в Баренцевом море. На борту судна находилось около 5,5 тонн золотых слитков (в нынешнее время – 81 млн дол.), предназначавшихся для оплаты военных поставок союзникам по антигитлеровской коалиции. С 1981 по 1986 гг. золотой запас был поднят с рэка, поделен между СССР и Великобританией в оговоренной пропорции 10:19 соответственно.
Фрау Мария
«Фрау Мария» затонула в 1771 г. на Балтике в территориальных водах Швеции, ныне принадлежащих Финляндии. На борту был груз художественных ценностей для Эрмитажа в Петербурге, закупленный по указанию Екатерины II, в том числе 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, золотые и серебряные статуэтки, бочки с монетами. Уникальный груз судна музейные экспонаты оценивают в более чем 500 млн евро. Рэк сохранился без повреждений, благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива. Согласно архивным данным, картины упакованы в свинцовые колбы и залиты воском, а значит, не должны повредиться под водой. Над проектом по поднятию «Фрау Мария» к 2017 г. работают финские и российские специалисты.