Евпатория

Евпатория – курортный приморский город в Западном Крыму на северном берегу Каркинитского залива Чёрного моря. В античное время на её месте существовала древнегреческая колония Керкинитида, позднее во времена Крымского Ханства – город Кезлев, а после присоединения Крыма к России город переименовали в Евпаторию (второе имя Понтийского царя Митридата VI Евпатора).

Здешние воды привлекают дайверов своими природными красотами и многочисленными памятниками подводного культурного наследия. Именно у пляжей Евпаторийской бухты 2 (14) ноября 1854 г. в результате сильного шторма затонула часть британского экспедиционного флота. Сегодня по меньшей мере 8 кораблей лежат в районе Нового пляжа на глубинах 4-6 м и небольшом расстоянии от берега. Можно осмотреть деревянные шпангоуты, элементы такелажа, балластные камни, повторяющие формы некогда величественных кораблей. В 2013 г. начаты археологические обследования данных рэков, однако при бережном отношении к ним погружаться не запрещено.

Другой рэк – транспорт «Ураллес», затонувший 30 октября 1941 г. при эвакуации Евпатории. Судно было атаковано немецкой авиацией, позднее частично взорвано немцами для очистки фарватера прохода в порт. Глубина – 12 м, и рэк возвышается на 2-4 м над дном.

Глубже в море на траверзе мыса Евпаторийский можно осмотреть два рэка: «Santa-Fe» и «UJ-102» (глубины около 20 м). Первый был немецким транспортом, который в ноябре 1943 г. следовал конвоем из Констанцы в Севастополь, перевозя более десяти штурмовых орудий «Stug-III» и более 1 тыс. тонн военных грузов. Судно затонуло в результате взрыва в районе носового трюма, начался пожар и сдетонировал боезапас. В современности несколько штурмовых орудий было поднято, остальные находятся под охраной государства. На рэк постоянно совершаются любительские погружения, хотя сам корпус судна (возвышение до 10 м) частично разрушен, видны массивные шпангоуты и фрагменты обшивки. Кормовая часть находится на небольшом расстоянии.

Немецкий охотник за подводными лодками «UJ-102» затонул в декабре 1943 г. по неизвестным причинам. Есть несколько версий относительно его гибели. По одной из них произошёл взрыв боезапаса на транспорте «Santa-Fе», затонувшем месяцем ранее. Якобы охотник засек на дне объект, собственно корпус «Santa-Fе», и атаковал его, приняв за вражескую подводную лодку; взрыв потопил и самого охотника. Корпус судна достаточно хорошо сохранился, однако он постоянно подвергается разграблению (были сняты носовое и кормовое орудия). Глубина на грунте – 20 м, возвышение над грунтом – 4-5 м.

В двух милях от пос. Витино Евпаторийского района находится очень популярный рэк – немецкий транспорт «Wolga-Don» (глубина 27 м на грунте), затонувший в ноябре 1943 г. На нём видны сильные повреждения в районе кормы от попадания советской торпеды, выпущенной с подводной лодки Л-6. Корпус частично замыт, хорошо сохранились надстройки, поперёк корпуса лежат две мачты. В трюмах можно осмотреть мотоциклы, джип, зенитные орудия, ящики, авиабомбы.

Недалеко от этих мест есть возможность посетить другой не менее популярный рэк – транспорт «Варна», рекомендованный для посещения техно-дайверами, т.к. глубина здесь составляет около 50 м. Судно было потоплено в августе 1943 г. подводной лодкой Д-4. Корпус хорошо сохранился, можно осмотреть надстройки, а на носу – зенитное орудие. Мачта возвышается более чем на 10 м.

Несколько лет назад в СМИ появилась информация, что недалеко от Евпатории был обнаружен «подводный город». На расстоянии 1 км от берега на глубине 14-15 м есть возможность совершить погружение между обширного нагромождения скал и гротов природного характера, среди которых фантазия может увидеть красивые улицы древнего города.