Дайвинг с подводным скутером

Подводный скутер или буксировщик – это аппарат для любителей и профессионалов дайвинга, предназначенный для прохождения расстояний во время погружения.

Скутер помогает значительно облегчить движение под водой, сэкономить воздух, уменьшить усилия, затрачиваемые на гребки. Иными словами, за одно и то же время дайва с помощью скутера можно проплыть гораздо большее расстояние, а значит, и увидеть больше. Станут доступны такие уголки подводного мира, куда раньше нельзя было добраться. Течения, в том числе встречные – больше не проблема. Дайверские скутеры часто используются при проникновении в длинные коридоры пещер, а в техническом дайвинге скутер поможет быстро пройти глубокую часть маршрута, что позволит уменьшить общее время декомпрессии.

Виды подводных скутеров

  • Любительские – недорогие аппараты, представляющие собой аккумулятор и двигатель в пластиковом корпусе. Принцип работы: дайвер держит аппарат обеими руками, для движения нажимает переключатель зажигания, отпуская кнопку, останавливает скутер
  • Профессиональные – дорогие скутеры, как правило, имеющие алюминиевый корпус. Такой скутер пристегивается к переднему D-кольцу на брассовом ремне, управляется одной рукой.

Скорость и допустимая глубина погружения зависят от марки и моделей подводных скутеров, время работы – час и более. Все буксировщики просты в управлении, но есть и нюанс: они могут заглохнуть под водой либо не остановиться вовремя, хоть производители и заверяют, что при правильной эксплуатации аппарат надежно и долго прослужит под водой. Курс PADI «Подводные буксировщики» (Dive Propulsion Vehicle, DPV) рекомендуется обязательно пройти перед тем, как совершать погружения с подводным скутером. Ознакомительные погружения со скутером проводятся для сертифицированных дайверов уровня Open Water Diver и выше, не моложе 10 лет.

Главное ограничение подводного скутера заключается в пределе работы его аккумулятора. Чтобы не застрять на полпути к месту всплытия из-за заглохшего буксировщика, еще на этапе планирования погружения, нужно обязательно учитывать время работы аккумулятора. Перед каждым погружением аккумулятор скутера должен быть полностью заряжен.

Планируйте дайв консервативно, чтобы оставался запас энергии. Аккумулятор будет работать дольше, если кататься на скутере медленнее. Как правило, в инструкции от производителя указано оценочное время работы аккумулятора, но со временем эти возможности становятся меньше. Плюс на многих подводных скутерах не предусмотрены индикаторы заряда аккумулятора, поэтому единственный способ узнать, сколько реально проработает аккумулятор – периодически испытывать его в бассейне, либо недалеко от дайв-бота, пока его скорость не снизится.

При дайве следует засечь время работы буксировщика (идеально, если есть возможность на часах выставить таймер) – это позволит контролировать расход аккумулятора. Золотое дайверское правило третей применимо и к работе с подводным скутером: используйте треть энергии аккумулятора по пути к цели дайва, другую треть – по дороге обратно, и третья треть пусть останется про запас.

Погружение со скутером необходимо проводить плавно, не направляя аппарат вниз, в глубину, и продуваться так же, как и при обычном погружении. Нужно заранее продумать все действия под водой на случай, если скутер заглохнет или не сможет вовремя остановиться. Желательно не уплывать дальше той точки, от которой можно самостоятельно вернуться, если бы скутер заглох. Плавучесть у скутера почти нейтральная, но при затоплении он становится очень тяжелым. Если приходится бороться с очень сильным течением, неработающий буксировщик лучше оставить, прицепив к нему сигнальный буй, чтобы забрать на следующем погружении. Либо вас с заглохшим скутером может отбуксировать напарник с рабочим скутером, но делать это нужно быстро, т.к. из-за добавочной нагрузки батареи скутера моментально садятся. Если же подводный скутер не выключается (к примеру, забился песком), добравшись до точки выхода на поверхность, можно кататься на небольшой глубине, пока не сядет аккумулятор. Если же сложно совладать под водой со скутером (заглохшим, либо наоборот, не останавливаемым) и нет сигнального буя, аппарат нужно просто отпустить, направив в сторону берега – будет шанс впоследствии его найти. Но в любом случае – собственное здоровье и безопасность дороже.