Сложно найти человека, который не знал бы про самое легендарное затонувшее судна века – пассажирский лайнер «Титаник». Для дайверов этот рэк остается мечтой, ведь погрузиться к судну на глубину почти 4000 м возможно лишь в специальных глубоководных аппаратах. Однако от этого хроника обнаружения и исследования лайнера с трагической судьбой интригует еще больше.
Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн» был спущен на воду в 1911 г. Судно было самым большим в свое время (длина составила 269 м, ширина – 28,19 м). Во время первого рейса из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США) 15.04.1912 г. в Атлантическом океане «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2207 пассажиров и членов экипажа спаслись только 712 человек.
Идеи подъема «Титаника» ради захоронения тел погибших стали обсуждаться почти сразу после трагедии. Однако осуществить эту операцию с технической точки зрения в далеком 1912 г. было невозможно. Да и точные координаты места, где «Титаник» ушел под воду, были неизвестны: во время длительного погружений судно дрейфовало от точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом (GPS-координаты: 41°46′ N, 50°14′ W). С началом Первой мировой войны идея поднять «Титаник» была забыта.
В 1953 г. британская судоподъемная фирма в месте предполагаемой гибели лайнера безуспешно попыталась составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. С 1966 по 1980-е гг. многие авантюристы анонсировали миру многомиллионные проекты по подъему «Титаника», некоторые даже осуществили ряд неудачных экспедиций. Выдвигались варианты найти рэк и поднять на поверхность, заморозив корпус корабля изнутри, чтобы он как кубик льда всплыл на поверхность, либо заполнив корпус судна шариками для пинг-понга.
Наиболее осуществимым с технической точки зрения был проект международной экспедиции, согласно которому разложенная на водород и кислород посредством электролиза морская вода наполняет пластмассовые резервуары, которые и должны увлечь судно на поверхность. Так или иначе, интерес поднять со дна океана «Титаник» был, главным образом, шкурным: в сейфах рэка предположительно находилось золото на сумму в 8 млн фунтов стерлингов! Сокровищами «Титаника» были дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты, золотые украшения, бесценный манускрипт Омара Хайяма «Рубаи», редчайшая мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I.
Подводный археолог Роберт Баллард в 1982 г. получил согласие от ВМС США на финансирование поисков «Титаника» при условии первоначального обнаружения двух затонувших подводных лодок. Балларду удалось выполнить соглашение, и 1.09.1985 г. с видеокамеры «Арго», глубоководного робота, оснащенного пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами, монитор передал исследователям изображение объектов неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус «Титаника» и на дно был отправлен прибор Angus для проведения фотосъемки. С помощью «Арго» и Angus американско-французская экспедиция подводных археологов во главе с Робертом Баллардом выяснила, что обломки «Титаника» разбросаны на площади радиусом 1600 м на глубине около 3800 м. Нос судна под тяжестью веса прошел глубоко в грунт. В 800 м от него лежит корма. Недалеко – руины средней части корпуса. По всему дну разбросаны обломки корабля, туалетные и кухонные принадлежности, канделябры, керамические головы кукол и др.
В июле 1986 г. подводный археолог Роберт Баллард и его команда на судне «Атлантис II», подводной лодке «Элвин», используя робот «Джейсон младший», осуществили несколько погружений к «Титанику». Борта рэка были покрыты огромными ржавыми «сталактитами», палубу устилал слой из мельчайших раковин, моллюсков, уничтоживших почти все дерево; обшивка и мебель внутри судна не сохранились. Баллард укрепил на носовой части «Титаника» металлическую плиту от нью-йорского клуба изобретателей с просьбой ко всем дальнейшим исследователям оставить рэк в покое. Экспертами было установлено, что поднять на поверхности «Титаник» нельзя: любая попытка приведет к разрушению корпуса на части. Полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов «Титаника» федеральным судом США в 1987 г. была признана американская компания RMS Titanic. С 1987 по 2002 г. ею было осуществлено 6 экспедиций, обошедшихся в 11 млн долларов. Общая стоимость предметов, поднятых с «Титаника» за это время, оценена в 110 млн долларов. Поднятые с рэка предметы выставлены в экспозициях, коллекциях, проданы с аукционов.
В 1991 г. российские батискафы посетили рэк, сделав первую видеозапись «Титаника», взяв образцы облицовки корпуса. Представители экспедиции уже тогда заявили, что восстановить точную картину кораблекрушения уже не представляется возможным. Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых осуществил экспедиции к «Титанику» в 1995 г. во время съемок одноименного фильма, в 2001 г. при съемках «Призраки бездны» (погружение было осуществлено на российских подводных глубоководных аппаратах Мир-1 и Мир-2).
В 2004 г. на рэке вновь побывал Роберт Баллард, отметив, что за 19 лет корпус судна сильно поврежден, во многих местах обвалилась палуба, заметные детали «Титаника» исчезли, а во время туристических экскурсий к судну на глубоководных аппаратах происходит расхищение частей на сувениры. В этом же году международное соглашение об охране места гибели «Титаника» и его обломков подписали США, Великобритания, Канада и Франция. Согласно документу, место гибели рэка названо «международным морским мемориалом» и местом захоронения погибших в морской катастрофе людей. Страны-участницы соглашения контролируют подводные спуски на «Титаник».
В 2010 г. на месте гибели «Титаника» начали проводиться исследовательские работы с целью составления с помощью видеотехники и гидролокационных приборов виртуальной 3D-карты района крушения лайнера.
Фотографии, сделанные на рэке в 1985 г., значительно отличаются от снимков последних экспедиций на затонувшее судно — «Титаник» все больше разрушается. Одни эксперты считают, что фрагменты судна, лежащие на дне, разрушатся через 30 лет, другие – что через 100 лет из лежащего на дне уже невозможно будет узнать когда-то лучший, легендарный, и пожалуй самый трагичный пассажирский лайнер мира.
GPS-координаты рэка «Титаник»:
Носовая часть — 41°43’57» N, 49°56’49» W
Кормовая часть — 41°43’35» N, 49°56’54» W
Котлы — 41°43’32» N, 49°56’49» W