Керченский пролив принадлежит акватории Азовского моря и соединяет его с Чёрным морем. Западным его берегом является Керченский полуостров Крыма, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км, максимальная глубина 18 м. Главный порт — город Керчь. В XVIII — XX вв. пролив называли Еникальским, Керчь-Еникальским, Таврическим, а древние греки дали ему имя Боспор Киммерийский в честь древнего народа киммерийцев.
Керченский пролив до недавнего времени оставался своеобразной aqua incognita для дайверов. Частые шторма, плохая видимость и строгий пограничный режим сделали этот район одним из наименее посещаемых. Тем не менее, именно тут находятся частично затопленные древнегреческие города и поселения, остатки турецких кораблей XVIII-XVIII вв. и многочисленные затонувшие объекты.
Температура воды в проливе начинает повышаться с конца мая до отметки 24-25°, а зимой прибрежная часть пролива частично покрывается льдом. Видимость летом падает до 2-3 м, весной составляет до 10 м. На небольшом удалении от берега течения слабые, и большинство рэков доступно на глубинах 7-8 м.
На траверзах с. Героевское и крепости Еникале археологами были открыты остатки турецких парусных кораблей XVIII в. Песчаные косы, характерные для этих районов, в один год могут полностью обнажить остов древнего судна, а в другой – полностью скрыть. Глубина в таких местах небольшая, до 4 м на удалении 100-150 м от берега. Одним из наименее исследованных дайверами районов является акватория Керченской крепости на мысе Ак-Бурун. До недавнего времени тут стояли военные части и район был полностью закрыт, но сегодня крепость входит в состав историко-культурного заповедника, и акватория ждёт новых подводных открытий.
Акваторию пролива можно поделить на 3 условные района, подходящих для дайвинга. Первый – его северная часть от мыса Фонарь до мыса Бакланичный. Тут расположено сразу несколько интересных рэков. Это линейный корабль «Ростислав», затопленный при отступлении белогвардейцев в 1920 г. Глубина — 8 м, возвышение над грунтом 3-4 м, удалённость от берега 1,2 км. Недалеко в результате сильного шторма 23 июня 1995 г. затонул сирийский сухогруз «Дожа» (глубина 7 м). Под самими мысом Фонарь и немного южнее в войну затонуло не менее 4-х несамоходных барж. Все они открыты для осмотра дайверами.
Второй район – это центральная часть пролива, Огненная Земля (Эльтиген) – место высадки десанта 1943 года. До сих пор в этих местах около городского пляжа Керчи можно увидеть остатки как советских мотоботов и самолётов, так и немецких БДБ. Все объекты находятся на небольшой глубине и открыты для осмотра. А к северу от Тобечикской дамбы даже были найдены остатки автомобиля «Виллис». К сожалению, от санитарного транспорта «Антон Чехов» после работы АСС по срезанию надстроек остались лишь жалкие фрагменты корпуса. На площадке у пляжа Эльтигена даже установлен монумент – советский мотобот, поднятый АСС в 1970-е гг.
Третий район – юг пролива от мыса Малый до Кыз-Аульского маяка. В разные годы гидрографами тут были выявлены баржи, штурмботы, тральщики, немецкие БДБ, лихтеры, фрагменты самолётов. Среди них сторожевой катер «Коминтерн» на глубине 15 м, немецкие БДБ F0302A и F0315A. А под самим маяком до сих пор в море до глубин 6 м стоит половина довоенного плавдока, готовая к осмотру дайверами. Немного дальше в море на глубине 17 м покоятся остатки грузового теплохода «Рот-Фронт», затонувшего в 1941 г. На этом рэке погружения доступны опытным дайверам, поскольку здесь всегда сильное течение.
Практически всё побережье пролива лишено необходимой дайверской инфраструктуры. В самой Керчи находится всего 1 магазин с водолазным снаряжением и лишь в нескольких местах можно забить свои баллоны; в связи с этим дайвинг в проливе приобрёл стихийный характер. Тем не менее, по насыщенности вод наследием прошлого Керченский пролив может дать фору многим другим местам черноморского побережья.